В статье предоставлена информация о требованиях, предъявляемых к сайту бюджетного учреждения здравоохранения, расходах на его создание и размещение.
Создание сайта бюджетного учреждения здравоохранения – требование законодательства
Необходимость иметь собственный сайт медицинским организациям, в том числе бюджетным учреждениям здравоохранения, впервые была установлена в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", затем подтверждена в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" также подтвердило необходимость наличия сайта при оказании платных медицинских услуг.
А приказ Минздрава России от 31.10.2013 N 810а "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения" окончательно подтвердил насущную необходимость общественному здравоохранению не только иметь, но и администрировать сайт медицинской организации.
Меры административной ответственности за отсутствие сайта
При оказании платных медицинских услуг бюджетным учреждением здравоохранения отсутствие информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах, в том числе, на сайте медицинской организации в нформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет свидетельствовать о наличии административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ или ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме административной ответственности, для медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" в приложении 8 устанавливает следующие штрафные санкции:
Приложение 8
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА В ОПЛАТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (УМЕНЬШЕНИЯ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ)
Раздел 2. Отсутствие информированности застрахованного населения
2.1 |
Отсутствие официального сайта медицинской организации в сети Интернет |
2.2 |
Отсутствие на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет следующей информации: |
2.2.1 |
о режиме работы медицинской организации; |
2.2.2 |
об условиях оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе о сроках ожидания медицинской помощи; |
2.2.3 |
о видах оказываемой медицинской помощи; |
2.2.4 |
о показателях доступности и качества медицинской помощи; |
2.2.5 |
о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно; |
2.2.6 |
о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. |
Отличие сайта бюджетного учреждения здравоохранения от сайта частной медицинской организации
Частная медицинская организация ориентирована, прежде всего, на извлечение прибыли, поэтому основная задача ее сайта – мотивировать потенциального клиента приобрести предлагаемую медицинскую услуг, а также сопутствующие ей сервисные услуги или медицинские изделия. Поэтому используется флеш – анимация, сервис «Заказать звонок» и ему подобные.
Бюджетное учреждение здравоохранения создается собственником для удовлетворения социальных потребностей общества в медицинском обслуживании. Поэтому основная задача сайта бюджетного учреждения здравоохранения - предоставление максимальной информации гражданам об их социальных правах, прежде всего, о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (базовой, территориальной).
Поэтому подобные сайты, как правило, создаются в строгом стиле. Они максимально просты в навигации, структуре и возможности добавления информации, не нагружены ненужными картинками и ссылками, на них отсутствует сторонняя реклама, используется модуль «вопрос-ответ», который позволяет сделать его «живым», оперативно реагирующим на нужды пользователей. Предоставляется возможность записаться на прием к врачу для получения амбулаторной медицинской помощи.
Преимущества медицинского учреждения, имеющего свой сайт
Сайт бюджетного учреждения здравоохранения позволяет:
- информировать целевую аудиторию о предоставляемых медицинских услугах (бесплатных платных) и тем самым разгружать работников регистратуры от излишних звонков пациентов;
- формировать свой собственный бренд;
- повысить статус доверия к организации;
- осуществлять связи с общественностью;
- получать обратную связь о качестве медицинского обслуживания;
- создавать индивидуальные бренды медицинских работников организации.
Требования к содержанию информации, размещаемой на сайте
Данные требования изложены в действующем законодательстве.
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций
…
2. Медицинские организации обязаны:
на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 79. Обязанности медицинских организаций
1. Медицинская организация обязана:
7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;
Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"
11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Приказ Минздрава России от 31.10.2013 N 810а
"Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения"
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по проведению независимой
оценки качества работы
государственных (муниципальных)
учреждений, оказывающих услуги
в сфере здравоохранения,
утвержденным приказом
Минздрава России
от 31 октября 2013 г. N 810а
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМОЙ К РАЗМЕЩЕНИЮ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ)
Общая информация:
а) полное наименование медицинской организации (структура, схема проезда (карта), информация о транспортной доступности);
б) информация об осуществляемой медицинской деятельности (копии (электронные образы) лицензий на все виды деятельности);
в) информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;
г) контакты контролирующих организаций;
д) контакты: адрес, телефон, электронная почта;
ж) график работы медицинской организации и часы приема медицинскими работниками;
Информация:
а) информация об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
б) информация о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
в) информация о перечне льготных лекарственных средств и лекарственном обеспечении;
г) информация о перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) список страховых медицинских организаций, с которыми работает медицинская организация;
ж) правила записи на первичный прием/консультацию/обследование;
з) информация о стандартах медицинской помощи;
и) информация о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикрепленное население;
к) правила госпитализации (сроки и документы);
Информация о специалистах:
а) график приема граждан руководителем и иными уполномоченными лицами медицинской организации;
б) информация о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации;
в) отзывы пациентов;
г) информация о вакансиях медицинской организации;
Механизмы обратной связи:
а) возможность разместить обращение на сайте (размещена форма для подачи электронного запроса);
б) рубрика вопрос-ответ.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения
7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Расходы на создание сайта бюджетной организации и его размещение
Какова же стоимость создания сайта организации здравоохранения? Цены у разработчиков существенно различаются, определяются опытом разработчиков, их самомнением, текущим спросом на услуги и могут доходить до 100 000 рублей и это не предел. Однако, если бюджетное учреждение здравоохранения не планирует использовать свой сайт исключительно как средство рекламы только платных медицинских услуг, то заказывать дорогостоящий сайт нет смысла. Навороченные возможности такого сайта, как правило, будут использоваться лишь процентов на 10 – 20, а все остальное будет «лежать мертвым грузом».
Минимальная сумма, необходимая для создания сайта «под ключ», составляет диапазон 10000 – 30000 рублей. В эту сумму обычно включается годовая оплата хостинга и доменного имени. Как правило, срок создания подобного сайта профессионалами с репутацией на рынке подобных услуг не превышает 2-3 недель.
Выбирая хостинг, следует учитывать, что сайту медицинского учреждения требуется быть доступным ежедневно и круглосуточно. Поэтому пользоваться услугами бесплатного хостинга не рекомендуется.
Доменное имя в идеале должно повторять краткое название медицинского учреждения и быть узнаваемым.
Помимо прямой регистрации домена, существует возможность прибегнуть к услугам посреднической организации, которая часто оказывает услугу и по разработке сайтов. Это позволяет сэкономить время, однако порой ведёт к риску потери домена. Часто посредник при регистрации ограничивается лишь указанием своих реквизитов, не сообщив пароль для изменения относящихся к домену данных. В связи с этим через некоторое время у клиента порой возникают серьёзные проблемы. Известны случаи, когда недобросовестные посредники регистрировали домены на себя в качестве их владельцев. Клиент обнаруживал это лишь спустя некоторое время и доказать своё право на доменное имя уже не мог.
Поэтому к выбору организации, оказывающей услуги по регистрации домена надо подходить осторожно. Чтобы избежать риска для регистрации домена лучше обращаться к аккредитованным регистраторам, в том числе к одному из крупнейших – компании RU-CENTER, специализирующейся на регистрации доменов в зоне RU.
Продолжение следует.
Редакция Мед-услуга.ру