Возникла потребность изложить в доступной для потребителя форме требования к качеству медицинских услуг. Эти требования будут основываться на нормах действующего законодательства и правилах медицины.
Еще с 2006 г. я начал разработку темы «Качество медицинской услуги» и с тех пор провел ряд семинаров на эту тему. Последние были в Екатеринбурге, Самаре, Пензе, Владивостоке.
17 октября 2013 года намечается семинар в Красноярске.
Публикацию на эту тему была в 2012 году в журнале
На неформальной встрече некоммерческого партнерства «Содействие развитию частной системы здравоохранения Омской области» принято решение совместными усилиями поработать над стандартами качества медицинских услуг.
Напомню некоторые законодательные нормы и постулаты, на которых будет базироваться разработка стандартов качества медицинских услуг.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
Статья 11. Цели стандартизации
Целями стандартизации являются:
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг),
Статья 17. Стандарты организаций
1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных…, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг…
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
…
21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Статья 84. Оплата медицинских услуг
…
8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ"
V. Порядок предоставления платных медицинских услуг
27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
Пациент потребитель приобретает медицинские услуги из-за того, что они содержат определенные потребительские свойства, направленные на удовлетворение их общих потребностей в состоянии здоровья, таких как:
- устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента;
- восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Медицинские услуги должны быть безопасны для потребителя и отвечать установленным требованиям, основанным на правилах медицины.
Потребитель в большинстве своем не устанавливает условия о качестве, т.к. он не медицинский работник и не обладает специальными познаниями в области медицины, поэтому именно медицинская организация должна обеспечить общепринятые требования о качестве.
Вот эти общепринятые требования о надлежащем качестве медицинской услуги будут разработаны совместными усилиями – моими и заинтересованными медицинскими организациями, изложенные в доступной для потребителя форме, чтоб он мог сам контролировать качество медицинской услуги.
Начнем со стоматологии и наркологии.