Моя карьера врача началась с работы регистратором в поликлинике большой Медсанчасти в Томске в 1984 году, летом, после 9 класса, где мы с подругой проработали два месяца. Всё как обычно в поликлинике советских времён - очереди в регистратуру по утрам, дефицит талонов к стоматологу и прочие прелести тех и этих времён.
Прекрасно помню, что вся «бумажная» работа врача заключалась в записи в амбулаторной карте и выписке направления на обследование или госпитализацию. Конечно, отдельно вели учёт инвалидов войны и диспансерных больных. Всё. Всеми отчётами занимались заведующие отделениями, начмеды и главные врачи. Был «отчётный» аврал в первых числах января. Участковые врачи практически не заполняли никаких бумаг. Они занимались пациентами.
Написать эту колонку меня подтолкнуло прочтение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Проще - приказа о выборе врача.
Пациент, как и прежде, должен обратиться с просьбой «прикрепить» его к определённому врачу. И его либо «прикрепляют», если есть возможность, либо - отказывают, если такой возможности нет. Ничего нового.
Вторая особенность документа - вся эта процедура «вопрос-ответ» стала строго регламентирована. Медицинская организация теперь обязана вступить в формальную переписку между поликлиникой, куда пациент «прикрепляется», пациентом, поликлиникой, откуда «открепляется» пациент, страховой медицинской организацией. А это, не поверите, четыре-пять писем по каждому пациенту. И мы предполагаем, что пациент будет не один.
Получается, что минздрав, ничего не изменив по сути, нагрузил поликлинику дополнительной бумажной работой.
Я стала интересоваться, какие бумаги сейчас должен заполнять врач поликлиники в своей повседневной работе.
Амбулаторная карта, конечно, никуда не делась. Но её заполнение стало гораздо сложнее. Статистический талон на пациента также увеличился в несколько раз. Ряд документов на выписку льготных лекарств. Несколько килограммов бумаг на оформление инвалидности. «Паспорт врачебного участка» - документ, подразумевающий посещение каждой квартиры и беседу с жильцами. Ходить должна медсестра, а вот писать - врач.
Направление на обследование (общий анализ крови, например) в 1984 году выглядело так: фамилия пациента, возраст, название анализа, дата, подпись врача. Всё.
Сейчас это лист формата А4, с множеством граф, требующих заполнения. Теперь представьте, что пациенту нужны направления на обследования перед операцией. Это 10-15 штук таких бумаг.
Но самый главный результат реформ последних десятилетий - это отчёты. Формирует отчёты, конечно, специальный отдел в поликлинике, где работают медицинские статисты. Но вот сведения для отчётов подаёт врач. Кто же ещё? В течение года поликлиника должна подать 125 форм отчётов, почти для половины из них сведения подаёт врач. Правда, в скором времени ситуация изменится - список увеличится. Модернизация же.
Лечение пациента включает беседу, сбор анамнеза, жалоб, внимательный осмотр, изучение результатов обследования, постановку диагноза и назначение лечения. Первичный осмотр сложного пациента в частной клинике или в стационаре длится не менее часа. Повторный - 15-30 минут.
Сколько времени отводится врачу на пациента в поликлинике, согласно нормативам, установленным Минздравом? 12 минут.
А теперь представьте не самый худший вариант: пришёл на первичный осмотр больной не с непонятным диагнозом, а пациент, которого врач уже хорошо знает. Но выслушать его надо? Надо. Осмотреть надо? Надо. Выписать направления? Рецепты? Заполнить амбулаторную карту? Внести информацию в отчёты? Да, надо. Про такую вещь, как «подумать» мы уже давно не вспоминаем.
Конечно же, это нереально. Бумаги заполняют в основном после работы или дома. Пациента чаще всего не смотрят. А иногда и не слышат - за это не накажут. А вот если какая бумага окажется не заполненной в срок или не по форме - это уже преступление перед человечеством, грозящее уменьшением фонда заработной платы. Постепенно, незаметно бумаги и отчёты стали важнее в работе врача, чем сам пациент с его жалобами и хворями.
И ведь понятно всем, в том числе и чиновникам, что невозможно всё это сделать за 12 минут, и за 15 минут невозможно, и за 20. Но провести банальный хронометраж работы участкового врача нам так ни разу и не удалось. Ни один главный врач поликлиники на это не пойдёт. Ему проблем мало? Это ведь огромная государственная тайна - на что уходит основное время работы врача, не дай бог, кто узнает. Достанется от начальства всем - и врачу, и его руководителю.
Единственный вопрос, который я могу задать главному врачу - где вы ещё находите желающих работать врачом в поликлинике? Чем вы этих людей заманиваете? Какие золотые горы обещаете? Я не могу себе представить зарплату, за которую бы я согласилась ТАК работать.
Елена Бобяк, директор агентства «МедАссистанс»
Источник: Сиб.фм