С Нового года клиники не смогут рассказать о своих услугах ни в СМИ, ни даже на собственных сайтах.
С 1 января 2014 года изменения в ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе» вводят ограничение на рекламу медицинских услуг. Вот как теперь звучит эта статья: «Реклама лекарственных препаратов…, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий…, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных изданиях».
При этом сами поликлиники и больницы, а также их медицинскую деятельность, согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ №58 от 8 октября 2012 года, рекламировать разрешается (поскольку понятие мед.деятельности шире, чем медуслуг).
Кроме того, вводится полный запрет на рекламу абортов, а в рекламе народной медицины не должно быть конкретных случаев излечения пациентов с их благодарностью знахарям (создающих впечатление ненужности обращения к врачу), а также утверждений (предположений) о наличии у потребителя услуг заболеваний.
Изменения в законодательстве проанализировал управляющий Центром медицинского права Алексей Панов:
- Отныне с рекламой медуслуг смогут ознакомиться в основном сами врачи - в специализированных изданиях либо на конференциях, где о новых технологиях расскажут производители медицинской аппаратуры. А вот рядовые потребители окажутся лишены возможности получать информацию через СМИ (в том числе Интернет). На мой взгляд, это противоречит ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому пациент имеет право на полную и достоверную информацию о потребительских свойствах медуслуги: что она из себя представляет, как выполняется, какой может быть результат. Да, на приеме врач по-прежнему обязан обо всем этом рассказать. Однако как выбрать клинику и специалиста, к которому обращаться - если информации об этом не должно быть ни в СМИ (которые, лишившись потока медицинской рекламы, понесут серьезные убытки), ни на интернет-форумах, ни на сайтах клиник?
Пациенту обзвонить, а тем более обойти все больницы нереально, да и навряд ли медики по телефону, без очереди расскажут подробности о медицинской услуге. А у самих клиник могут возникнуть проблемы с привлечением пациентов.
- Скорее всего, пациентам, чтобы узнать об услуге, придется лично общаться с врачами или такими же пациентами, - считает Панов. – Какое-то время могут сохраниться отзывы в социальных сетях. Однако и они могут быть расценены как реклама и после первых штрафов, от 2 до 2,5 тыс.рублей для частных лиц, будут удалены.
Что делать с сайтами клиник – решать только их руководству, ведь через информацию на них поддерживается интерес пациентов к мед.организации.
- Согласно 1006-му Постановлению Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления мед.организациями платных медуслуг", на сайте клиники могут остаться лишь перечень этих услуг, расценки и сведения об условиях и порядке их предоставления. Придется удалить большое количество информации, перестраивать структуру и менять содержание сайтов, - объясняет управляющий Центром медицинского права. – Можно, конечно, не спешить: вдруг Правительство отыграет обратно? Так уже было со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей, которые государство сначала повысило с 13 до 36 тыс.рублей, а потом, когда количество ИПшников стало стремительно уменьшаться, вернуло прежнюю сумму… Однако риск велик: штраф для медицинской организации, от 200 до 500 тыс. рублей, способен разорить небольшую клинику.
По мнению юриста, правоприменитель рекламного законодательства – ФАС – пока пребывает в растерянности, не зная, что делать. Поэтому первыми могут «попасть под раздачу» те клиники, на которые пожалуются конкуренты или потребители-экстремисты. Четкая позиция ФАС определится, вероятно, в течение двух месяцев – тогда и начнутся проверки.
Теперь окончательно,частнопрактикующих врачей психотерапевтов и наркологов, вытеснят не подпадающие под требования этого законодательного новшества предприимчивые граждане-в лучшем случае лица с психологическим образованием, которые удачно мимикрируя под врачей и эксплуатируя методы ларвированной психотерапии по заболеваниям группы F10-20 по 10 МКБ, делают свой не налогооблагаемый для психологов, психотерапевтический бизнес. Не то что народ, даже рекламодатели не всегда понимают разный уровень ответственности и требований к профессии медпсихолог и психотерапевт, печатают их объявления в одной колонке "Здоровье" наряду с врачами и учитывая отсутствие издержек на налоги их модули выглядят более внушительно и многообещающе , чем строгие модули специалистов работающих по присмотром государства. Может нам навязывают перенять этот дикий опыт, рекламы на деревьях, раз СМИ для нас закроют. Файлы прилагаются-эти фото с одной ракурсной точки в Омске.