Клиники Санкт-Петербурга оценили работу медицинских страховщиков.
Члены Саморегулируемой организации "Ассоциация частных клиник С-Петербурга" составили рейтинг, в котором с разных сторон оценили качество работы страховых компаний, продающих полисы ДМС петербургским клиентам –
Кроме членов Ассоциации, к опросу были привлечены крупнейшие государственные и ведомственные медучреждения города, работающие по программам ДМС.
Основной причиной, побудившей, частные клиники составить такой рейтинг стало участившееся в последнее время количество банкротства страховых компаний, которые покидают рынок оставляя миллионные долги и перед клиниками, и перед пациентами. Отправной точкой стал отзыв лицензии у страхового общества «Россия». По мнению управляющего партнера группы компаний «ЕвроМед» Александра Абдина, в нынешних условиях, когда работа финансовых институтов (к которым относятся и страховые компании) нестабильна, повышаются требования к качеству работы этих институтов.
- Сейчас становится особенно важным прийти к взаимопониманию между медицинскими организациями и страховщиками, на основе накопленного опыта и актуальных требований снизить издержки между участниками процесса, что в конечном итоге повысит удовлетворенность пациента клиникой, оказывающей ему медицинские услуги, а для страховщиков послужит стимулом к повышению качества страхового продукта, - говорит Абдин.
- В 2013 году Ассоциация была внесена в реестр СРО. Для наших членов это означает необходимость придерживаться самых высоких стандартов работы. Мы также предъявляем строгие требования к нашим партнерам, в частности страховым компаниям. Ведь недобросовестная работа СК может бросить тень и на клинику, которая является ее клиентом, – считает генеральный директор Ассоциации Александр Солонин.
По его словам, сейчас сотрудничество клиник и страховщиков определяется индивидуальными условиями, вследствие чего врачи не знают, чего им можно ждать от страховщиков и, следовательно, гарантировать пациентам. Назрела необходимость хотя бы частично стандартизировать правила взаимодействия со страховыми компаниями.
Члены Ассоциации приняли решение озвучить основные результаты проведенного опроса актуальным и потенциальным клиентам страховых компаний. Фактически, этот рейтинг позволит пациентам понять, чьи программы ДМС им наиболее подходят, а клиникам – работу с какой страховой компанией следует вести с осторожностью.
Гендиректор клиники «ЕМС» Татьяна Романюк говорит, что основная забота частных клиник вызвана нестабильностью рынка медицинского страхования - СК уходят с него постоянно, причем не расплатившись по долгам перед медучреждениями. Нынешняя практика такова, что СК получают услуги от клиники (за редчайшим исключением) авансом. Все страховщики, независимо от своего финансового состояния, ссылаются на то, что просто не имеют представления, будут ли у них клиенты для данной клиники или нет, поэтому вносить аванс они не могут и не хотят. Врачи вынуждены соглашаться, потому что конкуренция на рынке медуслуг огромна.
Усугубляет эту неблагоприятную для частных клиник ситуацию тот факт, что государственные и ведомственные медучреждения соглашаются на отсрочку страховых платежей гораздо легче, и страховщики легко могут перенаправить клиентов к ним. Впоследствии с государственными и ведомственными медицинскими учреждениями страховщики-банкроты не расплачиваются столь же часто, как и с частниками, однако для бюджетных клиник это гораздо менее критично.
По мнению Ассоциации частных клиник, тот факт, что какая-то страховая компания не платит по счетам более 3-х месяцев, а тем более не одной клинике, а нескольким, должен насторожить всех: такая компания явно находится в неблагополучном финансовом состоянии, а, значит, может не расплатиться не только с врачами, но и с обладателями ее полисов. А еще более велик другой клиентский риск: платить страховщик будет, но сократит количество и качество услуг, оказываемых клиентам, до гораздо более низкого уровня, чем обещал при продаже полиса ДМС.
Впрочем, подчеркивает Татьяна Романюк, именно в этом пункте голосования отрицательные отзывы в наименьшей степени свидетельствуют о плохой работе компаний, так как количество жалоб обычно прямо пропорционально количеству ее клиентов (а у плохой компании много клиентов быть не может, особенно если она работает уже много лет). Все же показатель платежеспособности гораздо убедительнее свидетельствует о качестве и надежности страховщика.
В любом случае, уверены опрошенные нами врачи, вместо того, чтобы содержать колл-центры и контролировать через них каждое врачебное действие, страховщикам было бы проще раз в квартал прийти в клинику, сделать выемку медицинских документов, проверить качество лечения и, если есть необходимость, наложить на медиков штрафные санкции. Это позволило бы им немало сэкономить на содержании колл-центров и на бесконечных перезвонах, которые страшно раздражают и врачей, и пациентов. Путь тут один – развивать партнерские отношения между медиками и страховщиками и разработать хотя бы минимальные стандарты по объемам оказания помощи, ниже которых программы ДМС даже не могли бы продаваться. Но это еще предстоит сделать.
А пока врачи копят жалобы на отказы страховщиков в необходимых лечебных процедурах.