4 апреля в Москве начала работу IV Общероссийская конференция «Медицинское образование 2013». С приветственным словом к собравшимся обратилась министр здравоохранения РФ, член-корреспондент РАМН, профессор Вероника Скворцова.
В настоящее время, проведя анализ ситуации в отрасли, мы видим, что одной из важнейших задач является повышение квалификации медицинских работников — и врачей, и среднего медицинского персонала.
Наши ведущие специалисты, профильные и экспертные комиссии и сообщества сформулировали те знания и навыки, которыми должны владеть бойцы врачебного фронта, которые в нашей стране составляет более 670 тысяч человек.
Чтобы в достаточно короткий срок фактически переквалифицировать каждого практикующего врача, необходимо проводить активную работу в нескольких направлениях.
Формирование логистики
Во-первых, в рамках стандартов третьего поколения вузовского образования необходимо пересмотреть логистику медицинского обучения. Это то, что мы сейчас делаем вместе с Советом ректоров медицинских вузов и нашими выдающимися медиками-педагогами.
Логистика, которая в свое время развивалась в Советском Союзе, отчасти была нарушена в 90-е годы. Последовательность изучения предметов была искажена, что значительно усложнило восприятие студентами учебного материала.
За последние полгода проведена огромная работа по выстраиванию логистики обучения медицинским дисциплинам. С учетом наших рекомендаций по формированию логистики этого процесса все медицинские вузы внесли изменения в учебный план.
Выработка практических навыков
Во-вторых, стандарты нового поколения позволяют нам отнестись с особой серьезностью к выработке практических навыков, начиная с 1-го и 2-го курсов и наращивая объем практической подготовки в течение всего обучения в вузе, особенно на последних курсах.
В рамках IV Общероссийская конференция «Медицинское образование 2013» проходит выставка инновационного медицинского образования, особый сегмент которой посвящен вузовскому образованию. В экспозиции представлены технологии самостоятельной подготовки студентов с виртуальным присутствием преподавателя, с виртуальным осмотром той или иной ситуационной задачи, в том числе экстренной неотложной, и фактически с синхронными комментариями и возможностью совершить повторные действия с уменьшением количества ошибок. Такие технологии подготовки медицинских кадров эффективно работают во многих ведущих университетских клиниках мира. Теперь они пришли к нам. И мы надеемся, что каждый выпускник медицинских факультетов ими овладеет.
Аккредитация медицинских работников
Безусловно, нам важно подготовить наши вузы и факультеты к внедрению в 2016 году аккредитации всех медицинских работников, которая фактически будет полностью персонифицирована. Успешно прошедшему аккредитацию врачу будет выдаваться лист индивидуального допуска к конкретным видам деятельности. Поэтому в ближайшие 2 года мы должны отработать так, чтобы эта аккредитация не стала слишком серьезным испытанием для выпускников медицинских вузов.
Очень важно, что сейчас вместе с нашим медицинским сообществом мы активно внедряем программу непрерывного медицинского образования. Последние годы мы много говорили об этом, поэтому эта идея не встречает каких-либо непониманий или противоречий в нашем сообществе. Сейчас начались реальные действия. При Минздраве РФ организован межведомственный координационный совет по непрерывному медицинскому образованию, куда вошли наши ведущие педагоги. Возглавили этот совет заместитель министра здравоохранения Игорь Каграманян и руководитель Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. И это очень символично, потому что профессиональные стандарты создаются профессиональным сообществом, но тесно состыковываются с образовательными программами. И только движение с двух сторон может дать тот монолит, который соединит потребность отрасли с возможностями образовательного процесса.
Мы очень надеемся, что уже в ближайшее время будут разработаны дистанционные образовательные стандарты для всех основных медицинских профилей, а также набор основных тестов, критерии аккредитования и бальная система оценки навыков. Эти технологии эффективно используется во всем мире, и будут использоваться и у нас в стране.
Электронное рабочее место врача
К концу 2013 года Минздрав РФ разработает электронное рабочее место врача для работы как в амбулаторных условиях, так и в стационаре, с выходом во все электронные информационные базы и электронную медицинскую библиотеку, которая создана на базе Первого московского медицинского университета и сейчас наполняется активом и новыми электронными программами.
Кроме того, за последние 3 месяца разработана компьютерная программа для помощи врачу в принятии решений, прежде всего, в выборе лекарственной терапии, возможности соотнесения действия нескольких лекарственных препаратов и их взаимоисключения. Мы надеемся, что это будет очень эффективный метод борьбы с полипрагмазией и непрофессионализмом определенной части нашего медицинского сообщества. В эту компьютерную программу будут заложены все необходимые типовые бланки, и мы надеемся, это позволит нам уменьшить бумажные обороты, проходящие через врача, который сможет большее времени уделять пациенту.
Таким образом, нами задумана достаточно серьезная комплексная программа, направленная на переквалификацию всех врачей, работающих в профессии. Особую роль здесь будут играть профильные медицинские ассоциации и общества. Мы очень надеемся, что в ближайшие два года мы в целом завершим эту работу, и первый раунд аккредитации 2016 г. докажет нам, что наше врачебное сообщество будет готово к принятию новых технологий и инновационных методов диагностики, лечения и реабилитации.