

В.СКВОРЦОВА: Мы постараемся создать их достаточно быстро. Эти условия заключаются не только в уровне заработной платы. Безусловно, заработная плата чрезвычайно важна. Ну, если исходить из того, как это представлено в указе президента РФ, мы по указу должны ориентироваться на средний уровень по каждому региону. И на самом деле, этот средний уровень – он достаточно быстро растет, настолько быстро, что за первые полгода этого года мы уже достигли тех целевых показателей, которые были поставлены на конец года.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но люди пишут, что вас дурят. Вот, мне пишет человек, что вот медсестра, мама работает медсестрой 25 лет, зарплата 9 тысяч рублей в Мордовии.
В.СКВОРЦОВА: Я вот хочу как раз на этом остановиться. Вот, проблема заключается в том, что есть некая слабость федеральной нормативной базы, которая недостаточно, скажем так, четко регламентирует, какой... Недостаточно высоко поднят базовый оклад, заработная плата. Вот, суть заключается в том, что те изменения, которые были внесены в Трудовой кодекс в последние годы в 2010 году, они привели к тому, что у врачей как и у других медицинских работников всего лишь 40% зарплаты – это основной оклад так называемый.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, ставка.
В.СКВОРЦОВА: Ставка, которая очень низкая. Она, действительно, там 5,5, там до 7 тысяч. В том числе у выдающихся врачей. А все остальное – это стимулирующие и компенсационные выплаты. Это, как бы, первое, что нужно отметить.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вероника Игоревна, давайте тогда, если об этом подробнее, мы сейчас прервемся на новости (просто пришло время), и вы подробно объясните. Но вот это запомним эту цифру. Зарплата – 9 тысяч, город Ковылкино, республика Мордовия, медсестра, 25 лет стажа.
НОВОСТИ
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я напоминаю, в Москве 19 часов 33 минуты. Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения России у нас в прямом эфире. Мы начали говорить о... Как сказать? Неправильной конструкции зарплаты или доходов врачей. Я правильно понял? Так можно сформулировать?
В.СКВОРЦОВА: Ну, можно, в общем. Можно сформулировать так. Вот, я хотела бы пояснить всем слушателям, что в настоящее время система работает таким образом, что Министерство здравоохранения и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования доводит деньги, выделенные, соответственно, на заработную плату, до субъектов РФ. Эти деньги – они никаким образом не ранжированы внутри себя. Они доводятся до региона...
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть мешок?
В.СКВОРЦОВА: Мешок.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы передаете мешок. Федеральное министерство передает мешок.
В.СКВОРЦОВА: Выделенные на ОМС.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А как он рассчитывается... Тогда давайте так. А как он рассчитывается? Вот, есть некая область, скажем, наша любимая Кировская область, да? Там есть какое-то количество врачей. Вот, как вот?
В.СКВОРЦОВА: Вот, с 1 января 2013 года система ОМС заработала как консолидированная система по подушевому принципу. Мы впервые с советских времен вернулись на ситуацию, когда существенно уменьшается межрегиональное различие. Если еще 5 лет назад, как бы, финансовый норматив подушевой на здравоохранение различался в 25 раз между регионами, то за последние 5 лет пошагово мы абсолютно изменили эту ситуацию, и с 1 января у нас подушевой норматив единый для всей страны с учетом региональных различий бюджетной обеспеченности. То есть каждый регион имеет некий индекс, и свою расчетную величину... Она либо несколько увеличивается, несколько уменьшается. То есть в целом с учетом, как бы, особенностей рубля в каждом регионе норматив на человека одинаков.
А.ВЕНЕДИКТОВ: На человека – на больного или на врача?
В.СКВОРЦОВА: На проживающего человека.
А.ВЕНЕДИКТОВ: На проживающего человека.
В.СКВОРЦОВА: На проживающего человека.
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть финансирование медицины, стартовое (назовем стартовое) федеральным бюджетом идет следующим образом. Вот, в Москве там 11 миллионов проживающих, такая-то история, коэффициент. А там, я не знаю, на Сахалине такое количество проживающих, значит, такие деньги плюс коэффициент?
В.СКВОРЦОВА: Абсолютно. Абсолютно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Понятно.
В.СКВОРЦОВА: Значит, эти деньги – они доводятся, и в результате объем этих денег, которые доводятся, ну, он существенно превышает уровень, скажем, прошлого года. Но я могу сказать, скажем, что в Забайкальском крае на 80% количество денег, доведенных в этом году, выше, чем в прошлом году. Но если исходить из того, что часть этого увеличения связана с перераспределением финансовых источников, вот, в чистом варианте, ну, около 30% чистая прибавка с учетом индекса-дефлятора всего 10%. Мы все понимаем, что это как бы ни считать, это все равно больше, чем это было.
В этом количестве есть закрепленное количество – это 72%, которые идут на оплату труда сотрудникам. 72%...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это не только ставки, да? Или это только ставки?
В.СКВОРЦОВА: Нет, это деньги, которые идут на оплату труда.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо.
В.СКВОРЦОВА: К этим деньгам добавляет и регион по своим обязательствам, по тому сегменту, который не входит в ОМС. В ОМС входит практически все кроме социально-обусловленных заболеваний – туберкулез, психиатрия, наркология и некоторые другие экспертные виды деятельности.
Значит, я хочу довести следующую мысль. Что из федеральных структур деньги доходят до региона в необходимом объеме. Они были доведены в этом году в существенном объеме, превышающем объем прошлого года, сохраняющем все те...
А.ВЕНЕДИКТОВ: С учетом инфляции, с учетом?..
В.СКВОРЦОВА: С учетом инфляции и с учетом сохранения всех тех выплат, которые ранее осуществлялись в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье».
Дальше эти деньги приходят в субъект в так называемую тарифную субъектовую комиссию, в которую входит большое количество людей. Как правило, возглавляет эту комиссию либо губернатор, либо вице-губернатор по социальным вопросам, и идет распределение этих денег и формирование тарифов. Распределение и по профилям медицинской помощи, и по учреждениям медицинским.
Вот, я хотела бы отметить, что в каждом регионе есть очень большой смысловой люфт на то, как эти деньги распределяются даже по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Объясните.
В.СКВОРЦОВА: То есть в зависимости от конкретных потребностей региона регион может принимать решения о поддержке одного учреждения, считая его наиболее перспективным для развития. И фактически, ну, как бы, некие репрессивные механизмы финансовые для другого учреждения. Нет такой нормативной базы, которая бы уменьшила дисбаланс между доведением финансовых потоков между одним и другим учреждением.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это понятно.
В.СКВОРЦОВА: Но это только первый шаг. А дальше деньги приходят в само учреждение. И внутри учреждения по имеющемуся на сегодняшний день трудовому законодательству основные функции распределения денег на оплату труда принадлежат руководителю учреждения, главному врачу.
До последнего времени не во всех регионах было отнормировано, ну, прежде всего, количество денег, которые на самого главного врача должны идти и на его администрацию. Вот, если год назад мы приняли для федеральных учреждений решение о том, что зарплата руководителя не имеет права быть превышена более, чем в 8 раз по отношению к средней зарплате работающего.
Ну, я могу сказать, что у нас есть примеры вопиющие, когда, ну, в десятки раз выше зарплата руководства конкретным учреждением, чем работников. И потом, соответственно, говорят о том, что мало денег доводится.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, правильно. И тогда?
В.СКВОРЦОВА: Значит, и тогда, вот, мы направили несколько месяцев назад (это было самое начало этого года) письма всем губернаторам и министрам здравоохранения региональным о том, что необходимо. Мы не можем им диктовать, у нас есть разделение полномочий. Это полномочия самого субъекта по нашему законодательству вообще государственного устройства. Есть специальные законы, вы знаете, 131-й, 184-й о разделении полномочий. Федерация не может входить полностью в полномочия субъектов РФ. Мы им рекомендуем сделать то же, что мы сделали на федеральном уровне – взять и сделать индивидуальное для каждого региона вот такое соотношение. Мы им рекомендуем как минимум то же, что мы сделали в федеральных учреждениях, не больше, чем 1 к 8-ми.
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть максимальная зарплата руководителя – 8, минимальная – 1? Не больше?
В.СКВОРЦОВА: Ну, в зависимости от того, как руководитель себя...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, максимальный разрыв?
В.СКВОРЦОВА: А максимальный – 8 раз.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. 1 к 8-ми, да. Все верно.
В.СКВОРЦОВА: Но я хочу подчеркнуть, что тот анализ, который мы провели... А мы сейчас скринируем все, около 10 тысяч лечебных учреждений, которые работают в ОМС. И независимо от отношения к этому регионов и субъектов, собственно, РФ, мы видим ситуацию в каждом учреждении сейчас. Это и позволяет нам, в общем, в деликатной манере, но вмешиваться в деятельность регионов. Мы видим огромную вариабельность между зарплатой врачей одного и того же профиля. Иногда в 9, в 10 раз различается заработная плата. И когда мы проанализировали вместе с Министерством труда, потому что это их компетенция, вот этот вопрос, то мы поняли, что нам надо резко уменьшить вариабельность внутри этой зарплаты с учетом, что у нас, ну, в достаточной степени функционал врачей стандартизован, тем не менее, мы хотели бы, чтобы у нас основной оклад составлял существенно бóльшую часть оплаты труда.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это постоянные деньги.
В.СКВОРЦОВА: До 70-75%.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А сейчас 40, вы сказали.
В.СКВОРЦОВА: А сейчас – 40. Остальное было бы стимулирующим. Это, вот, как бы, первый момент.
Второй момент, мы настаиваем сейчас и создали межведомственную группу с Министерством труда на пересмотр нормативов труда, поскольку они не пересматривались с начала 80-х годов. И, конечно, не должно быть так, чтобы участковому терапевту было заложено 12 минут на осмотр больного, а педиатру там 15 или 17 минут.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но какие-то нормативы все равно, наверное, есть?
В.СКВОРЦОВА: Вот, они такие нормативы...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, логичные я имею в виду.
В.СКВОРЦОВА: Ну, вообще мы проанализировали то, как это бывает, как бы, и в других странах. Ну, обычное время – это не менее 20 минут. 20 минут на больного. Но при этом освободить врача от писанины. А для этого ей нужно электронное рабочее место, нужно, чтобы все необходимые бланки от рецептурных до любых других были в компьютере, элементарно заполнялись и распечатывались просто нажатием кнопки для того, чтобы не было переписывания от руки большого-большого количества бумаг. Поэтому, вот, организация работы – она параллельно тоже должна быть сюда включена.
Ну, вот, на самом деле, это недалекое будущее. Эти процессы все запущены.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Недалекое будущее?
В.СКВОРЦОВА: Нет. Потому что электронное рабочее место мы уже сделали. И, вот, уже с осеннего семестра начинает оно распространяться по первичным учреждениям. И мы надеемся, что где-то примерно пятую часть, около 20% мы уже оснастим этими местами до конца этого года.
Параллельно разработана электронная система помощи врачу в принятии решений, прежде всего, по выбору лекарственных препаратов и их совместимости. Разработано, ну, все, что должно быть в базе. Мы в конце 2012 года создали национальную электронную медицинскую библиотеку, и большой ресурс оцифрован. Эта библиотека как и другие справочные базы будет, соответственно, в общем доступе. И процесс пойдет уже с конца этого года.
Что касается нормотворчества вот этого, о котором я говорила (это важнейшая часть), мы сейчас до сентября заканчиваем (межведомственная группа) формирование методики нового нормирования труда. И с октября-месяца у нас идут 2 пилотных проекта. Вот, один я уже упоминала, это дистанционное непрерывное образование для врачей первичного звена. А второе – это новые подходы к нормированию труда в нескольких регионах.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я напоминаю, в прямом эфире «Эха Москвы» Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ.
РЕКЛАМА
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вероника Игоревна Скворцова у нас в эфире, мы продолжаем. У нас еще 15 минут. Вероника Игоревна, но все равно вот я сейчас читаю то, что мне пишут. И мне пишут там: «28 лет стажа. 6 тысяч – это позор. Пермь, врач».
В.СКВОРЦОВА: Я согласна.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А это может быть? Вот это может быть?
В.СКВОРЦОВА: Вы знаете...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Простите меня, Андрей, что я не доверил вам. Это муж, видимо, да? Но, вот, я не верю.
В.СКВОРЦОВА: Вот, к сожалению, это может быть. Мы где-то в марте открыли горячую линию. Она изначально формировалась для благотворительных фондов, поскольку мы договорились с благотворительными фондами о том, что перед тем, как собирать деньги на любого больного, маленького и взрослого, мы смотрим, вообще входит это в программу госгарантий совместно? И если входит, в большинстве случаев просто мы организовываем быстрое оказание помощи за государственный счет.
Но параллельно получилось так, что к этой горячей линии присоединилось огромное количество медицинских работников, и мы получили уже несколько тысяч писем. В основном, эти письма, ну, такие мессаджи, так скажем, они касаются низкого уровня заработной платы.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот я здесь вот, я читаю вот это: «4200 оклад, Новокуйбышевск».
В.СКВОРЦОВА: Вот, я могу сказать, что из 10 тысяч лечебных учреждений на сегодняшний день у примерно 30%, около 3 тысяч имеются те или иные проблемы с выплатой заработной платы своим сотрудникам. И ясно, что не все же 650 тысяч врачей пишут в интернете о своих проблемах. Пишут те, у кого они есть. Реально есть сейчас учреждения, где сохраняются эти проблемы. Мы выходим по каждому абсолютно посылу на конкретное учреждение через территориальный Фонд обязательного медицинского страхования и через Департамент здравоохранения. И в каждом учреждении разбираемся.
Но иногда бывает так, что регион настаивает на справедливом подходе и вот к такой дифференциации. Поэтому мы для себя поняли: для того, чтобы уменьшить люфт возможностей вот этой вариативности, для этого нужно нам сейчас быстро просто обновлять нормативную базу для того, чтобы вот этот разрыв между, по мнению региона, лучшими и не совсем лучшими, не был столь значителен. Ну, вот это я хочу, чтобы все услышали.
Источник:
Загрузка плеера
Текстовая версия
Вероника Скворцова популярно объяснила каким образом осуществляется финансирования в системе ОМС. Деньги из Федерального фонда поступают в Территориальный фонд, где окончательное распределение денежных средств по тарифам устанавливается тарифной комиссией, которая и определяет по какой стоимости будут оплачиваться оказанные медицинские услуги медицинскими организациями, работающими в системе ОМС.
При этом приоритеты устанавливает данная комиссия, от ее решения многое зависит.
Конечно же, Вероника Скворцова обратила внимание на вопросы заработной платы, потому что обращение по этому поводу в Минздрав идет больше всего, в том числе, и на данную прямую линию с министром здравоохранения.
Эта тема была одной из главных.
Проблема видится в том, что в настоящее время существует неправильная конструкция заработной платы медицинского персонала.
Она заключается в том, что базовый оклад маленький, он составляет всего лишь 40 % от общей заработной платы врачей, все остальное компенсационные и стимулирующие выплаты, а правильно, с точки зрения министра, должно быть, чтобы базовый оклад составлял не менее семидесяти пяти процентов от заработной платы медицинского работника, все остальное были бы компенсационные и стимулирующие выплаты.
И вот эта конструкция будет меняться с 40 % на 75 % в плане долгосрочной работы Минздрава России.
Та ситуация, которая была связана с высоким уровнем заработной платы администрации медицинских организаций, в настоящее время меняется через рекомендации Минздрава на места в Субъекты Федерации.
Субъекты Федерации ограничили верхние пределы оплаты труда главного врача и его подчиненных в администрации.
И, как правило, данный уровень не превышает кратности 8. В том числе в Омской области именно такой верхний предел установлен нормативным актом.
Дальнейшие пути совершенствования в вопросах выплаты заработной платы медицинским работникам министром здравоохранения видится в нормальном нормировании труда в соответствии с нынешними реалиями.
Чтобы у врача была не потогонная система, а он мог нормально оказывать медицинскую помощь - своевременно и квалифицированно.
Для этого и те нормативы, которые существовали ранее на первичную консультацию и им подобные должны быть изменены.
Нормирование оплаты труда в здравоохранении идет, об этом Вероника Скворцова заявила конкретно.
Таким образом, настоящее время Минздравом делаются определенные шаги по изменению неправильной конструкции заработной платы, чтобы основой заработной платы медицинского работника был, прежде всего, оклад. А компенсационные и стимулирующие выплаты составляли не более 25 % от общего размера оплаты труда медицинского работника.
Следует понимать, что данные изменения не быстрые. Государственный бюрократический аппарат не поворотлив, но с учетом проблемной ситуации и с учетом того, что Президент Путин обратил внимание на необходимость повышения заработной платы, согласно своего Указа, я думаю, что эти изменения рано или поздно произойдут.
В перспективе получится нормальная заработная плата в здравоохранении в регионах. И эта заработная плата в регионах не будет отличаться коренным образом друг от друга, потому что функционал, то есть, функциональная обязанность, которую выполняют медицинские работники в разных регионах одинаковые. Соответственно, заработная плата должна быть одинаковой.
Остается ждать и верить в то, что Минздрав России свои обещания переведет в реальные нормативные акты, которые отрегулируют вопрос заработной платы медицинских работников, чтобы она была справедливая, адекватная, обоснованная.