



Пожалуйста, Олег Николаевич.
О.КОЖЕМЯКО
Развитие Дальнего Востока невозможно без создания для населения благоприятных условий жизни, которые во многом зависят от качества и доступности медицинских услуг.
Благодаря мерам, принятым Министерством здравоохранения в последние годы, в частности, в Амурской области наблюдается положительная динамика демографических показателей. До 14,3 промилле выросла рождаемость, на 11 процентов сократилась общая заболеваемость, в два раза уменьшилась смертность от заболеваемости туберкулёзом, на 30 процентов сократилась младенческая смертность и нет сегодня случаев материнской смертности.
За счёт значительных государственных инвестиций – 5,5 миллиарда в течение трёх лет – нами приобретено 2 тысячи единиц современного медицинского оборудования, построено восемь поликлиник, одна амбулатория, два ФАПа. За счёт поддержки Министерства здравоохранения Российской Федерации, лично Вашего, Владимир Владимирович, в 2011 году завершено строительство перинатального центра, что значительно сказалось на снижении показателей младенческой смертности.
Но, несмотря на положительные изменения в демографической ситуации, всё равно у нас ситуация остаётся пока хуже среднероссийской по показателям. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах и посмотреть пути их решения.
Несмотря на столь масштабную работу по программе модернизации здравоохранения, которую провёл Минздрав, наиболее остро стоит вопрос по обеспеченности квалифицированными кадрами, о чём говорил докладчик и Вероника Игоревна.
В Амурской области, как и в других субъектах Дальнего Востока, ощущается острый дефицит врачебных кадров. У нас – 42 процента, в сельской местности он значительно выше.
Существующая система целевой подготовки специалистов не позволяет субъектам участвовать в этом процессе и каким-то образом влиять на них, а ведь именно регион должен быть заказчиком подготовки необходимых специалистов. Договор на образовательные услуги должен быть трёхсторонним: между субъектом, высшим учебным заведением и студентом, а не как сегодня – двухсторонним: между студентом и высшим учебным заведением, которые, выполнив свои обязательства друг перед другом, заканчивают свои отношения, но при этом не решая главного – кадровой проблемы региона.
Поэтому для закрепления медицинских кадров на селе и в муниципальных районах предлагаем закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия по целевому набору студентов в высшие медицинские учебные заведения, определив для этого регионам квоту. В связи с этим необходимо перераспределить часть финансовых ресурсов между Министерством здравоохранения Российской Федерации и регионами. Считаем целесообразным выделить целевые субсидии студентам на обучение с условием их отработки в различных населённых пунктах региона. В случае нарушения этих условий субсидия должна быть возвращена.
Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать соответствующее поручение Министерству здравоохранения, Министерству финансов и Министерству образования проработать этот вопрос. Готовы поучаствовать в подготовке нормативных документов.
В.ПУТИН: Давайте мы прямо спросим Министра образования, как он к этому относится.
Д.ЛИВАНОВ: Тут есть несколько аспектов.
Первый состоит в том, что Конституцией каждому гражданину гарантируется бесплатное общее, среднее профессиональное и высшее образование. Высшее – на конкурсной основе. Поэтому если человек сдал экзамены, преодолел все вступительные испытания, то он имеет право реализовать это своё право.
С другой стороны, новым законом, который вступает в силу с 1 сентября, вводится целевая контрактная подготовка. Эта норма предусматривает, что, когда человек учится на бюджетном месте, возможны дополнительные меры социальной поддержки, например, выплата ежемесячной стипендии со стороны будущего работодателя. Это может быть либо регион, либо компания, либо любое другое юридическое лицо.
В этом случае включается экономический механизм, и если человек подписывает этот договор – он действительно будет трёхсторонним в этом случае, как Вы и говорите, – то на него могут быть наложены дополнительные обязательства, например, отработка в течение трёх лет или пяти лет на определённом рабочем месте либо возврат этих социальных выплат. Не платы за обучение, потому что обучение для него является бесплатным, он реализовал своё конституционное право, а дополнительных социальных выплат.
В.ПУТИН: В целом в таком варианте, с такой подачей это возможно. Надо продумать детально.
О.КОЖЕМЯКО: Владимир Владимирович, мы бы поработали с соответствующими министерствами. Я с Министерством финансов этот вопрос прорабатывал, с Андреем Александровичем Фурсенко мы до этого прорабатывали этот вопрос. То есть я думаю, что мы придём к консенсусу, чтобы не нарушать ничего.
В.ПУТИН: Хорошо.
Сергей Семёнович, есть что добавить?
С.СОБЯНИН: У нас сейчас ряд экспериментов проводится по образованию. Мы хотим отдать часть денег непосредственно потребителям услуг и кадров, в том числе по своим колледжам хотим передать деньги предприятиям в виде субсидий, чтобы они уже заключали контракты со студентами на обучение. Таким образом, не государство требует какого-то возврата денег, а предприятие, получив нашу субсидию, направляет человека со своего предприятия или со стороны на обучение, таким образом, заключает уже действительно реальный контракт. Эта система более, мне кажется, эффективна. Но и то, что Министр говорит, в принципе, мне кажется, тоже можно попробовать.
Вообще профессиональная подготовка кадров сейчас, пожалуй, самое главное, что требуется для медицины, потому что благодаря программе модернизации, например, в Москве за короткий срок переоснастили всё морально и физически устаревшее оборудование. 68 тысяч единиц оборудования пришло – исторически в Москве это самая масштабная модернизация здравоохранения за всю её историю. И следующий шаг, конечно, важный – это подготовка кадров, причём не только университетская, но и постоянная профессиональная подготовка и переподготовка.
Мы уже пошли даже на то, что часть, особенно молодых, специалистов, владеющих иностранными языками, отправляем на стажировку в Израиль, в Швейцарию, в Германию. Это кратковременные стажировки, тем не менее они дают молодым специалистам представление о современной медицине. Будем это расширять.
И ещё одно направление, конечно, важное – телемедицина. Мы создаём современный центр, в котором будут сидеть достаточно высококвалифицированные специалисты, которые будут давать консультации по диагностике врачам общей практики в клиниках Москвы. Это стало возможным опять же благодаря внедрению новых технологий и нового оборудования. Сегодня можно рентгеновские снимки, КТ, МРТ направлять специалистам, и они уже дистанционно могут диагностировать, помогать специалистам правильные диагнозы устанавливать. Это тоже одно из самых главных направлений, потому что мало иметь оборудование, важно уметь его использовать и правильно делать диагностику.
Эти важнейшие направления, конечно, будут приоритетными на ближайшие годы.
Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо.
Наталья Владимировна, пожалуйста.
Н.КОМАРОВА: Многоуважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!
Несколько слов, не буду задерживать особенно внимание, тем более в составе рабочей группы занималась подготовкой этого документа. Министерство здравоохранения поработало у нас по вопросам, касающимся обеспечения медицинской помощью в труднодоступных малонаселённых поселениях и пунктах.
Пользуясь случаем, что здесь коллеги, хотела бы обратить внимание на один проект. Кстати, Владимир Владимирович, Вы сыграли здесь тоже не последнюю роль, когда предложили нам пройти соответствующие курсы. Я говорю о краудсорсинговом проекте, интернет-проекте «Вместе за достойную медицину». Мы запустили этот проект, он состоит из двух площадок: на одной площадке пациенты, на другой площадке медики. Группа экспертов работает на то, чтобы всё разумное оттуда взять.
Мы полагаем, что не реже чем один раз в год мы будем собирать урожай идей и включать их в состав госпрограммы, таким образом обеспечивать непосредственное участие жителей в формировании общего представления, идеологии и направлений деятельности в области медицины.
Я хочу сказать, что формат очень востребован. Уже сформировалось ядро активистов, из других субъектов Российской Федерации заходят, из Республики Беларусь.
Второе – это кадровое обеспечение. Здесь уже немало об этом поговорили. В отношении подпрограммы «Земский доктор» хочу заметить, что мы тоже, как в Астраханской области, этот проект расширили за счёт собственных решений. В населённые пункты, в том числе городские посёлки до 5 тысяч населения, финансируем привлечение врачей, выделяем такую же помощь. И включили в эту программу средний медицинский персонал. Но учитывая тот дефицит кадров, который мы с вами наблюдаем на селе, мне кажется, что целесообразнее было бы отменить возрастной ценз. Таким образом, мы принесём только пользу ввиду того, что взрослый состоявшийся медик иногда, может быть, захочет жить и работать в деревне – почему бы его на это не простимулировать?
Поскольку медицина у нас в стране имеет очень выраженное женское лицо, по крайней мере, среди врачей – 70 процентов женщин, среди среднего медицинского персонала – 90 процентов. Хорошо, что 60 процентов из них способны рожать, но одновременно действует правило, в соответствии с которым раз в пять лет специалист должен пройти профессиональную подготовку, и если эти периоды совпадают, то этого врача, этого специалиста нельзя допустить к работе. Я знаю, что Министерство здравоохранения разрабатывает систему дистанционного обучения, возможности предоставления профессиональной подготовки. Мы категорически поддерживаем это. Мне кажется, что это хорошо сработает на обеспеченность кадрами, мы не будем терять из-за таких вопросов людей из системы.
И третье – снижение смертности. Мы договаривались на рабочей группе не поднимать вопросов, касающихся лекарственного обеспечения, но не могу не заметить сегодня вот почему: слава богу, у нас территория большая, очень много людей проживает в труднодоступных местностях, а обеспечение лекарственными препаратами, качественными и своевременными, имеет большое значение в том числе и для сокращения смертности, особенно если речь идёт о кардиологическом лечении. Поэтому, мне кажется, нужно вернуться всё-таки к системе лицензирования фармацевтической деятельности, с тем чтобы дать возможность, например, передвижным каким-то аптекам или учреждениям, которые мы формируем сейчас, бригадам, чтобы они могли, как ФАПы, например, одновременно обеспечивать и лекарствами.
И ещё один вопрос, касающийся телемедицины. Я немножко акцентирую внимание именно на труднодоступных территориях. Мы сейчас ведём проект, 1 декабря по условиям договора получим результаты организации спутниковых каналов связи для некоторых труднодоступных территорий. Но не придём мы туда скорее всего с оптоволокном, поэтому речь идёт о спутнике.
Мне кажется, что очень правильно было бы организовать телемедицину, единое медицинское информационное пространство – а люди там живут такие же, и в помощи нуждаются в такой же, – не за счёт того, чтобы каждый субъект Российской Федерации организовывал спутниковый канал связи, а по системе «электронного правительства»: федеральные министерства организовывают такой спутниковый канал, а мы подключаемся, каждый из субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечиваем возможности предоставления услуг телемедицины.
Источник:
Загрузка плеера
Текстовая версия
Последовавшие после
Одним из возможных путей по предложению Кожемяко является заключение трехсторонних контрактов на обучение. Министр Ливанов поправил губернатора Амурской области в части того, что в РФ образование бесплатное, но могут быть предоставлены дополнительные меры социальной поддержки студенту, который впоследствии будет работать в той медицинской организации, которая эти меры социальной поддержки и предоставляла. Я думаю это вполне разумно. Закончились те времена, когда в приказном порядке нужно было отрабатывать по окончании высшего учебного заведения. Должны быть стимулы для молодежи работать там, где нужно государству, но государство должно создавать определенные условия.
Несмотря на то, что масштабы Москвы все – таки не масштабы Амурской области или Ханты-Мансийского автономного округа, в столице так же остро стоит вопрос о создании телемедицины. С учетом покрытия Москвы различными провайдерами, предоставляющими услуги интернет это реально. Реально это и в остальных субъектах Федерации, было бы желание власти на местах.
Особое внимание заслуживает краудсорсинговый проект в Ханты-Мансийском автономном округе. Как правило, все инициативы в области здравоохранения спускаются сверху, а медицинское и пациентское сообщества становятся неким придатком, которому спускаются сверху те намерения, которые хочет осуществить власть.
Ханты - Мансийский автономный округ пошел наоборот. Есть площадка для пациентов, есть площадка для медиков, где они обсуждают возможные пути направления улучшения медицинского обслуживания. Медицинские работники производят услуги, пациенты их потребляют, поэтому от них и должна поступать информация о том, как улучшить медицинское обслуживание в субъекте Федерации. Это разумно.
Как всегда выделилась Москва за счет мощнейшего финансирования. Система здравоохранения Москвы имеет возможность направлять молодых врачей в Германию, Швейцарию, Израиль на стажировку при наличии у них знания иностранного языка. Поэтому врачам стоит учить иностранный язык. Пригодится.
Может быть подобные случаи будут не только в столице России, но и в остальных Субъектах Федерации.